воскресенье, 15 сентября 2013 г.

Сурья Намаскар - приветствие солнцу

Сурья Намаскар (приветствие Солнцу), помимо явного позитивного воздействия на физическое тело человека, является подготовкой к его духовному пробуждению и, как результат, к расширению сознания. Солнце – символ духовного пробуждения.

Сурья Намаскар усиливает и гармонизирует солнечный (мужской) аспект божественного в человеке, пробуждает его активность и работоспособность. При глубоком (духовном подходе), выполнение Сурья Намаскар может сопровождаться вхождением в измененное состояние сознания, раскрытием чакр, избавлением от нежелательных кармических последствий.
Сурья Намаскар чаще предлагается, как несложный и эффективный комплекс физических упражнений либо как разминка перед занятиями йогой. И действительно, Сурья Намаскар  великолепно задействует основные группы мышц, жизненные органы и части тела человека, оказывая благотворное терапевтическое воздействие на его здоровье. Данный комплекс, также, является одним из самых эффективных методов повышения гибкости тела.
Одновременно с этим, Сурья Намаскар – это полноценная духовная практика (садхана), которая включает в себя асаны (упражнения), пранаяму (осознанное дыхание, работа с праной), чтение мантр, визуализацию и концентрацию на чакрах - практика, дающая реальный духовный результат.
Ниже будут даны как физические, так и духовные аспекты выполнения практики Сурья Намаскар. Если Вас интересует только физическая часть этого комплекса, сосредоточьте свое внимание на правильном выполнении упражнений и дыхании. В остальное углубляйтесь постепенно и исключительно по зову души.

Техника комплекса Сурья Намаскар

Приветствие солнцу. Сурья Намаскар.
Технически Сурья Намаскар представляет собой последовательность из 12 асан - половина полного цикла комплекса. Вторая половина повторяет первую, только в 4-й и 9-й асанах правая нога меняется на левую. Таким образом, полный цикл Сурья Намаскар содержит 24 движения. Все асаны выполняются в непрерывном, плавном потоке, в полном соединении с дыханием.
Если Вы находите свое тело недостаточно гибким, а мышцы слишком напряженными, выполняйте комплекс в неторопливом ритме, с максимально возможным расслаблением в каждой асане.
Овладевать комплексом приветствия солнцу лучше постепенно. Сначала проработайте каждую асану отдельно. Затем, приступая к их выполнению в комплексе, синхронизируйте свое дыхание с каждой новой позицией. Принцип дыхания в Сурья Намаскар состоит в том, что вдох выполняется при прогибе назад, когда грудная клетка расширяется, а выдох при наклонах, во время сжатия брюшной полости. Одна из асан выполняется на задержке дыхания.
Дыхание в практике Сурья Намаскар выполняется через нос.
Идеальное время для практики Сурья намаскар – восход солнца, наиболее спокойное время, когда атмосфера наполнена солнечными лучами, столь важными для человека. Приступая к практике, мы становимся прямо, стопы вместе, руки свободно опущены, глаза закрыты.

ВЫПОЛНЕНИЕ КОМПЛЕКСА СУРЬЯ НАМАСКАР

1. Пранамасана или "поза молящегося"

Стать прямо, ступни вместе. Обратиться к солнцу или по направлению к солнцу (если оно скрыто за облаками). Соединить ладони перед грудью в положении молящегося, Намаскара-мудра. Закрыть глаза и расслабить все тело. Осознавать его в течение, по крайней мере, полминуты. Это подготовит вас к предстоящей практике. Постараться (именно) сознательно расслабить мышцы тела.
Дыхание: дышать (как) обычно, с полным осознанием. Поддерживать осознание на мудре, ощущении давления (соприкасающихся в ней) ладоней и воздействии этой мудры на область груди.
Мантра: ОМ МИТРАЙЕ НАМАХА. Поклонение тому, кто любит всех.
Точка концентрации: "Анахата". Область: центр груди. Цвет: зеленый.

2. Хаста уттанасана или "поза с поднятыми руками"

Поднять обе руки над головой, (руки прямые в локтях) кисти разведены на ширину плеч. В конце движения отвести голову назад, вместе с руками и верхней частью туловища (умеренно прогнувшись в пояснице). Ладони обращены вперед. Движение должно быть выполнено одним плавным действием, с (полным) осознанием.
Дыхание: руки подымаются со вдохом. Осознавать (также) прогиб верхней части спины.
Мантра: ОМ РАВАЙЕ НАМАХА. Поклонение тому, кто является причиной всех изменений.
Точка концентрации: "Вишудха". Область: горло, ключичная впадина. Цвет: голубой.

3. Падахастасана или "поза голова к ногам"

Согнуться вперед и положить ладони на пол перед ступнями или по сторонам их. Движение должно быть непрерывным и без каких-либо рывков. Ноги держать прямыми. Если возможно, попробуйте коснуться коленей лбом или подбородком. Для того чтобы достичь конечного положения, ни при каких обстоятельствах не должно быть использовано чрезмерное усилие
Дыхание: во время наклона к ногам следует выдыхать достаточно глубоко или, если возможно, акцентировать внимание на сокращении мышц брюшной стенки, в особенности в конечной стадии сгибания.
Мантра: ОМ СУРЙАЙА НАМАХА Поклонение тому, кто причина деятельности.
Точка концентрации: "Свадхистана". Область: лобковая кость, крестец. Цвет: оранжевый.

4. Ашва санчаланасана или "поза всадника"

Сохраняя обе руки на месте по обе стороны от стоп, согните левое колено, в то время как правую ногу вытяните назад по возможности дальше. Пальцы правой ноги и колено опираются о пол. Перенесите таз вперед, прогните спину и смотрите вверх. Ладони должны оставаться на полу, руки прямые.
Дыхание: вдох на протяжении переноса грудной клетки вперед и вверх. Фокус осознавания на межбровье. Вы должны чувствовать вытяжение от бедра вверх вдоль передней части тела на всем пути до межбровного центра.
Мантра: ОМ БХАНАВЕ НАМАХА. Поклонение тому, кто распространяет свет.
Точка концентрации: "Аджна". Область: точка межбровья. Цвет: синий.

5. Парватасана или "поза горы"

Перенесите левую ногу назад и поставьте около правой. Одновременно поднимите ягодицы и опустите голову между руками так, чтобы тело образовало треугольник с полом. В конечном положении ноги должны быть прямые, прямые в локтях руки опираются ладонями на пол. Пятки тянутся к полу, спина максимально ровная, без какого-либо прогиба в пояснице.
Дыхание: это движение выполняется на глубоком выдохе. Фокус своего осознавания направить на область шеи.
Мантра: ОМ КХАГАЙА НАМАХА. Поклонение тому, кто движется в небесах.
Точка концентрации: "Вишудха". Область: горло, ключичная впадина. Цвет: голубой

Техника выполнения комплекса Сурья Намаскар:


6. Аштанга намаскара или "приветствие восемью членами тела"

Согните колени и опустите их на пол, а затем коснитесь грудью и подбородком пола, сохраняя ягодицы поднятыми. Руки, подбородок, грудная клетка, колени и пальцы ног касаются пола. Спина прогнута.
Дыхание задержать на выдохе от позы № 5. Это единственный раз, когда поочередный вдох – выдох при дыхании изменяется. Фокус осознавания следует держать на середине тела или на мышцах спины.
Мантра: ОМ ПУШНЕ НАМАХА. Поклонение тому, кто кормилец всех.
Точка концентрации: "Манипура". Область: солнечное сплетение. Цвет: желтый

7. Бхуджангасана или "поза змеи"

Опустить бедра на пол. Одновременно выпрямить руки так, чтобы спина прогнулась назад (в пояснице). В конечном положении голова и верхняя часть туловища должны быть отогнуты назад, насколько это возможно и удобно. Старайтесь без напряжения и боли расслабить поясницу так, чтобы живот оказался ближе к полу. Во время перехода в данную фазу из предыдущей, положение рук и ступней на полу изменяться не должно.
Дыхание: глубокий вдох на протяжении всей фазы.
Мантра: ОМ ХИРАНЙА ГАРБХАЙА НАМАХА. Поклонение тому, кто вмещает всю вселенную.
Точка концентрации: "Свадхистана". Область: крестец, лобковая кость. Цвет: оранжевый.

8. Парватасана или "поза горы"

Сохраняйте руки и ноги прямыми. Поворачиваясь вокруг оси, проходящей через плечи, поднимите ягодицы и перенесите голову вниз, как описано в позе № 5.
Дыхание: выдох на протяжении входа в позу.
Мантра: ОМ МАРИЧАЙЕ НАМАХА. Поклонение Лучистому
Точка концентрации: "Вишудха". Область: горло, ключичная впадина. Цвет: голубой

9. Ашва санчаланасана или "поза всадника"

Перенесите левую ногу вперед, поместив стопу между руками. Одновременно поставьте правое колено на пол и толкните таз вперед. Прогните позвоночник и смотрите вверх, как в позе № 4.
Дыхание: вдох на протяжении входа в асану.
Мантра: ОМ АДИТЙАЙА НАМАХА. Поклонение первому среди полубогов.
Точка концентрации: "Аджна". Область: точка межбровья. Цвет: синий

10. Падахастасана или "поза голова к ногам"

Перенесите правую ногу рядом с левой. Выпрямите ноги, наклонитесь вперед и поднимите ягодицы. При этом стремитесь головой к коленям. Руки остаются на полу рядом со стопами. Эта позиция, как и № 3.
Дыхание: выдох на протяжении входа в асану.
Мантра: ОМ САВИТРЕ НАМАХА. Поклонение тому, кто создает все.
Точка концентрации: "Свадхистана". Область: лобковая кость, крестец. Цвет: оранжевый

11. Хаста уттанасана или "поза с поднятыми руками"

Поднимите туловище, вытяните руки вверх над головой. Прогнитесь назад, как описано в позе №2.
Дыхание: вдох на протяжении входа в асану.
Мантра: ОМ АРКАЙА НАМАХА. Поклонение Достойному почитания.
Точка концентрации: "Вишудха". Область: горло, ключичная впадина. Цвет: голубой

12. Пранамасана или "поза молящегося"

Выпрямите тело и сложите руки перед грудью, как в позе № 1.
Мантра: ОМ БХАСКАРАЙА НАМАХА. Поклонение тому, кто является причиной света.
Точка концентрации: Анахата. Область: центр груди. Цвет: зеленый

Сурья Намаскар. Приветствие солнцу.
Все асаны комплекса Сурья Намаскар выполняются расслабленно, свободно, с минимально возможным напряжением. Используются только те мышцы, которые необходимы для поддержания текущей позы. При расслаблении мышц, их растяжение происходит более эффективно, с приятным легким натяжением.
Завершить комплекс Сурья Намаскар обязательно следует нахождением в Шавасане – позе расслабления.

Шавасана

Период релаксации, следующий за Сурья намаскар, является важной частью практики, т.к. он дает телу время для изучения своего состояния и освобождения от различных токсинов, которые образовались в кровеносной системе во время практики. В Сурья намаскар требуется некоторая работа, чтобы выполнить ряд поз. Это предопределяет усиление сердечной деятельности и глубины дыхания, которые передаются для возбуждения симпатической нервной системы. Релаксация в шавасане дает возможность парасимпатической нервной системе взять управление, успокаивая возбуждение, и возвращая телу состояние равновесия. Через комбинацию Сурья намаскар и шавасаны оба аспекта автономной нервной системы стимулируются, вследствие чего все тело оздоравливается.
Период релаксации должен продолжаться, по меньшей мере, до тех пор, пока практикующийся сможет почувствовать, что его сердцебиение и дыхание вернулось в норму и все напряжения из мышц ушли.

Количество повторений Сурья Намаскар

Количество циклов Сурья Намаскар зависит от Вашего желания и Вашей физической формы. Здоровый человек может делать не менее 12-и кругов за один раз. Начинать лучше с 2-3 циклов добавляя по одному циклу каждые два дня, таким образом тело привыкнет к нагрузке.
Можно установить лимит по времени 5-15 минут. Как вариант, можно выполнять 6 кругов быстро, совмещая с дыханием, и 6 «медленных» кругов. Продвинутые практики способны выполнять по 50 кругов за одно занятие. После завершения занятия необходимо несколько минут расслабления в шавасане (поза трупа), когда Вы лежите на спине, руки вытянуты вдоль туловища, а ноги на ширине плеч.
Ограничения по здоровью
Сурья намаскар не рекомендуется людям с повышенным кровяным давлением, с коронарной и артериальной недостаточностью, параличом, грыжей, туберкулезом, серьезными проблемами позвоночника и беременным женщинам.

Духовные аспекты практики Сурья Намаскар

Сурья намаскар – это практика поклонения Духовному Солнцу через проявленное Солнце, которая была передана людям от мудрецов ведических времен. Сурья Намаскар пробуждает солнечный аспект человеческой природы и передает эту жизненную энергию для развития высшего знания.
"Существует земное, материальное солнце, которое есть причина тепла. И есть также вечное Солнце, которое - источник мудрости, и те, кто духовно пробудился, увидят это Солнце и познают Его существование".
Материальное, земное солнце - это проявление духовного Солнца, представляющего духовный аспект существования, и уже от него происходит (зависит) материальная сторона жизни. Следовательно, именно духовное Солнце рассматривается как источник сил и внутреннего света, но поскольку материальное светило видимо всеми, эта его форма и почитается.
Ежедневное выполнение Сурья Намаскар - это прекрасный способ заплатить дань первоисточнику творения и жизни.
Поклонение Солнцу производится посредством чтения мантр многочисленным его ипостасям.

Мантры комплекса Сурья Намаскар

Мантры являются комбинациями звуков, которые предназначены создавать специфическое действие на ум и его функционирование. Мантра может быть проговорена вслух, шепотом или произнесена мысленно, но мысленное произнесение – наилучший способ. Когда звук произнесен мысленно с наблюдением и концентрацией, мысль принимает форму этого звука, она становится этим звуком, и энергия, содержащаяся в этом звуке, проявляется в уме.
Эти солнечные мантры - не просто имена Солнца. Каждый звуковой слог, содержащийся в них, является носителем основной вечной энергии (шакти), представляемой самим Солнцем. При повторении их и концентрации на этих мантрах, все умственные структуры получают пользу и становятся возвышенными.

Сурья Намаскар – концентрация на чакрах

Во время выполнения каждой асаны мы стараемся найти чакру почувствовать ее, увидеть ее цвет, соединиться с ней и проявить нашу концентрацию на этом центре. Для этого нужно некоторое время, особенно на начальной стадии. Когда умение сосредоточиваться на чакре и визуализировать улучшится, процесс “асана – пранаяма - наблюдение чакр” может быть сплавлен воедино.
В практике Сурья намаскар мы мысленно дотрагиваемся до всех чакр в теле, исключая муладхару. Сурья намаскар развивает другие чакры, готовя их к пробуждению кундалини от муладхары. Тело должно быть сильным и здоровым, чтобы противостоять энергии пробужденной муладхары, которая ассоциируется с освобождением могущественных бессознательных сил. Сурья намаскар повышает выносливость при подготовке к этому событию. Потом, когда подойдет время, можно будет использовать другие практики для пробуждения муладхары.
Вы можете комбинировать концентрацию на чакрах с мысленным произнесением мантр с ощущением, что мантра произнесена в чакре или на ней. Когда практикующиеся довели концентрацию до высокой ступени, они могут даже чувствовать, что вибрации мантр вытекают наружу из психических центров - это наиболее удивительное и сильное переживание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий